История

Просто установи двигатель: как Pontiac GTO заложил основы эпохи маслкаров

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

В наши дни, когда гибриды и электрокары становятся все более распространенными, кажется удивительным, что всего несколько десятилетий назад автомобили строились вокруг своих двигателей, которые определяли их вес и популярность на рынке. В 1960-е годы в американском автомобильном промышленности возникло новое явление, известное как «маслкары». Эти автомобили выделялись мощными двигателями и высокой динамикой. Сегодня мы вспомним автомобиль, который стал первопроходцем этого класса — Pontiac GTO.

В начале

Уже в 1930-1940-х годах в США появились так называемые «хот-роды» — автомобили с усиленными двигателями, на которых молодежь принимала участие в неофициальных гонках. Однако купить такой автомобиль новым было невозможно, а на первичном рынке подобных по динамике машин, собственно, и не было. Богатые американцы, желавшие ездить быстро, в 1950-х годах должны были выбирать между Ferrari или Chevrolet Corvette. Но и то, и другое стоило огромных денег, что делало их недоступными для среднего класса США. В то время «обычные» автомобили, хоть и имели относительно большие двигатели, но не могли похвастаться такой же динамикой.

Таким было, например, двухдверное заднеприводное купе Pontiac Tempest с четырехцилиндровым двигателем Trophy 4.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Несмотря на объем двигателя в 3,1 литра, который мог вырабатывать от 110 до 168 лошадиных сил в соответствии с SAE, эти показатели, вероятно, не считались впечатляющими, учитывая размеры кузова почти пять метров в длину и вес почти 1400 кг. Этот автомобиль оснащался либо двухступенчатой автоматической коробкой передач, либо трех- или четырехступенчатой механической коробкой передач. Поэтому, даже с учетом большого воображения, его трудно было назвать быстрым.

Эта особенность не является случайной: стратегия компании General Motors в то время не позволяла устанавливать «большие» двигатели на обычные автомобили, такие как Tempest, поскольку моторы объемом более пяти литров были предназначены для флагманских седанов.

Чтобы обойти это ограничение, в Pontiac придумали изворотливое решение: в дополнение к опциональному пакету LeMans была добавлена опция GTO, за каждую из которых клиенту приходилось доплачивать сто долларов.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

За сумму, эквивалентную почти трём тысячам современных долларов, покупатель Pontiac Tempest LeMans GTO получал мощный двигатель — V-образную 6,4-литровую «восьмерку» с 325 лошадиными силами, что примерно в три раза превосходило мощность стандартного двигателя Tempest.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

В комплекте с ним идут спортивные шины US Royal Red Line размером 7,50х14, трехступенчатая механическая коробка передач, усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости и пружины, а также модифицированная система выпуска отработавших газов. Среди доступных опций — улучшенная система охлаждения, увеличение мощности двигателя до 348 лошадиных сил, дифференциал с повышенным трением и металлизированные тормозные накладки в барабанных тормозах, а за дополнительную плату трансмиссия может быть улучшена до четырехступенчатой или даже автоматической.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Tempest GTO изначально мог быть как купе, так и кабриолетом

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Tempest GTO изначально мог быть как купе, так и кабриолетом

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Нормы GTO: тахометр и механика в этом случае были не только уместны, но и необходимы

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Нормы GTO: тахометр и механика в этом случае были не только уместны, но и необходимы

Первоначальная идея создания GTO принадлежит Шейну Вайзеру (Shane Wiser), а также инженеру Расселу Джи (Russell Gee), работавшему в Pontiac с двигателями. Был причастен к проекту «убер-Темпеста» и сам Джон Делореан – тот самый создатель «машины времени» под собственной фамилией. Генеральный менеджер Pontiac Эллиот «Пит» Эстес одобрил новую модель, а менеджер по продажам Фрэнк Бридж ограничил первоначальный объем производства 5000 автомобилей.

Чтобы обойти упомянутые ограничения, в моделях 1964 и 1965 годов GTO предлагался как дополнительный опциональный пакет для Pontiac LeMans, а с 1966 по 1971 год GTO стал отдельной моделью.

Теперь давайте рассмотрим происхождение длинного и необычного названия модели. Итак, базовое слово Tempest происходит от старофранцузского tempeste (франц. tempete), которое, в свою очередь, происходит от латинского tempestas («шторм») и tempus, tempete – время, погода.

Добавочное слово LeMans произошло от французского города Ле-Ман, места проведения знаменитых гонок «24 часа Ле-Мана», самой старой в мире гонки на выносливость спортивных автомобилей, которая началась в 1923 году.

А вот аббревиатура GTO совсем не французская — это аббревиатура от итальянского термина gran turismo omologato, что означает «допущенный к гонкам автомобиль», т.е. соответствующий техническим требованиям для участия в гонках класса GT.

Откуда у американской машины итальянская аббревиатура? Все просто: разработчики из Pontiac заимствовали ее у итальянского производителя Ferrari, подчеркивая, что заряженный Tempest с V8 обладает ураганными динамическими характеристиками, сравнимыми с итальянским спорткаром.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Фил Хилл не даст соврать, что Ferrari GTO – это автомобиль профессионального гонщика.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Фил Хилл не даст соврать, что Ferrari GTO – это автомобиль профессионального гонщика.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Трехкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана» Фил Хилл утверждал, что Ferrari GTO — это автомобиль для профессиональных гонщиков.

После выпуска этой уникальной модификации современные автомобильные издания сразу же провели свои тесты GTO, высказывая критику по поводу неудовлетворительного рулевого управления и неэффективных тормозов.

Однако журнал Car and Driver решил провести забавное сравнение между итальянским спорткаром и американским автомобилем, «сопоставив» их на обложке своего мартовского номера за 1964 год.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

К сожалению, не удалось получить на тест «живую» Ferrari GTO, так как американские владельцы таких автомобилей отказывались предоставить свои машины, а доступный гоночный GTO Боба Гроссмана, после гоночного сезона, был слишком изношен, чтобы конкурировать с новой моделью Pontiac. Тем не менее, сопоставление все же состоялось, хотя и в заочном формате, особенно учитывая, что Pontiac согласился предоставить не один, а два автомобиля. Более того, эти машины были оснащены усиленными двигателями и различными трансмиссиями, при этом одна из них имела спортивную подвеску и гидроусилитель руля. За короткий период журналисты проехали на этих машинах более 3000 миль как по обычным дорогам, так и на гоночной трассе Daytona International Raceway.

Результаты тестов оказались весьма впечатляющими: GTO разгонялся до 100 км/ч менее, чем за 5 секунд, до 160 км/ч ускорялся всего за 11,8 секунды, «квотер» проходил за 13,1 секунды, а его максимальная скорость достигала почти 200 км/ч.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Итак, Pontiac оказался быстрее, чем Ferrari! Он стал одним из самых быстрых автомобилей того времени в мире. В итоговом обзоре журнала сотрудники выразили восхищение, заявив, что «Pontiac создал лучший американский автомобиль, на котором они когда-либо ездили, и, вероятно, один из пяти или шести лучших автомобилей в мире для автомобильных энтузиастов».

Ничто не выдавало присутствие свирепого зверя, скрывающегося внутри, и тем не менее машина притягивала восхищенные взгляды, куда бы она ни ехала. Был ли это сдержанный внешний вид автомобиля или угрожающее ворчание четырех (считайте, их четыре) блестящих выхлопных труб, мы так и не узнали.

Вождение этого автомобиля – это незабываемые впечатления, которые не должен упустить ни один энтузиаст. К сожалению, немногие дилеры Pontiac имеют тестовые GTO, но если вы сможете заполучить такой, как мы тестировали, стоит украсть его ради нескольких минут и неизменной фразы «Боже мой, мы едем слишком быстро». Можно было ожидать, что ускорение будет впечатляющим на первой и второй передачах, но никто из нас не был готов к тому, как нас вожмет в сиденье при нажатии на педаль газа на скорости 80 на четвертой. Этот автомобиль делает то, о чем многие другие только говорят: он действительно сочетает в себе грубую, взрывную производительность с превосходным балансом и стабильностью.

Car and Driver, март 1964

Предоставленный на тест автомобиль мощностью 348 лошадиных сил стоил 3377 долларов, а с полным комплектом опций GTO его цена составляла 4500 долларов того времени, что эквивалентно примерно 43 тысячам современных долларов. Очевидно, что это было значительно дешевле, чем итальянский «скакун», цена которого была в четыре раза выше.

Этот успех не заставил себя долго ждать: хотя первоначальные планы Френка Бриджа предусматривали выпуск 5000 автомобилей в год, американцы приобрели 32 тысячи Pontiac GTO — весь производственный объем, который смогла осилить компания GM.

В следующем году было произведено и реализовано уже 75 тысяч GTO. И самое удивительное — хотя аббревиатура GTO была явным маркетинговым ходом с отсылкой к модели Ferrari, один из сотрудников Pontiac действительно омологировал автомобиль FIA в 1964 году, что формально позволяло этой машине участвовать в европейских гонках спортивных автомобилей.

В качестве рекламной ассоциации Pontiac выбрал тигра — символ силы и агрессивности, что идеально отражалось в характере GTO.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

От кровати к тигру – в самом расцвете модели GTO продвигали именно с помощью грозного хищника

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

От кровати к тигру – в самом расцвете модели GTO продвигали именно с помощью грозного хищника

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

От кровати к тигру — модель GTO была продвигаема в своем расцвете при помощи грозного хищника.

Однако, острословы быстро дали ему новое прозвище «козел» (GOAT), переставив буквы и добавив еще одну. Существует версия, что они, так же как и сотрудники журнала Car and Driver, расшифровывали эти четыре буквы как Greatest Of All Time, то есть величайший автомобиль всех времен.

В 1965 году произошло обновление кузова, передние крылья которого получили выпуклые формы в стиле «бутылки Кока-колы». В отличие от ранней модели Tempest, четыре круглые фары теперь располагались вертикально, что визуально расширяло решетку радиатора и придавало машине еще более суровый вид

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Быстрая машина могла быть и открытой не только всем приключениям, но и ветрам

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Быстрая машина могла быть и открытой не только всем приключениям, но и ветрам

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Быстрая машина могла быть и открытой не только всем приключениям, но и ветрам

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Быстрая машина могла быть и открытой не только всем приключениям, но и ветрам

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Быстрая машина могла быть и открытой не только всем приключениям, но и ветрам

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Механика и все те же «три веселых буквы» – важные элементы успеха GTO

В остальном GTO продолжал оставаться верным себе: с двигателем объемом более шести литров и более чем трехсот «лошадей». В следующем году продажи достигли рекордных 96 000 единиц — реакция рынка на эту модель была ясной, и поэтому с верхушки компании GTO был переведен из «пакетной» модификации в отдельную модель.

Этот самый GTO

Хотя первое поколение GTO благодаря многочисленным улучшениям и модификациям продавалось хорошо все время (в 1967 году было продано 82 тысячи машин), в 1968 году появилось второе поколение, которое радикально отличалось от первого внешним видом. Многие поклонники считают его «лучшим GTO всех времен и народов», и это не только из-за технических характеристик, а прежде всего из-за дизайна. Длинный и выразительный в прямом смысле «нос», пара воздухозаборников на капоте, опускающаяся крыша к задней части автомобиля, отсутствие переднего бампера и массивный задний — все эти детали придавали автомобилю уникальный вид.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

К концу 1960-х годов GTO превратился в не просто маслкар, а в мечтательный автомобиль, который не только обладал высокой скоростью, но и вызывал восхищение своим потрясающим внешним видом. Эта модель уже не пряталась за скромным обликом Tempest прошлых лет — она выступала с эффектным силуэтом, крутой внешностью и аккуратной, но выразительной детализацией. Одной из наиболее примечательных особенностей были фары головного света, спрятанные за решеткой, которые изначально были опцией, но многие считали их стандартным оборудованием для GTO того времени.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

С широко закрытыми глазами GTO смотрелся еще брутальнее

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

С широко закрытыми глазами GTO смотрелся еще брутальнее

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

С широко закрытыми глазами GTO смотрелся еще брутальнее

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

С широко закрытыми глазами GTO смотрелся еще брутальнее

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Кабриолет второй генерации терял одну из важных составляющих облика – характерный силуэт

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Второе поколение кабриолета теряло один из ключевых элементов своего внешнего вида — характерный силуэт. У модели не было массивно-хромированного переднего бампера в традиционном понимании, но вместо этого была представлена инновация — резиновый бампер Endura, который был способен выдерживать небольшие столкновения. Эта особенность была активно использована в рекламе компании, где бампер без видимых повреждений выдерживал множество ударов.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Самая мощная версия была названа «Судья» и это название происходило от комедийного сегмента «А вот и судья», который часто показывали в телешоу «Роуэн и Мартин». В рекламных объявлениях использовались фразы вроде «Все присягните на Судью» и «Судью можно приобрести».

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Не суди, да не судим будешь? Как бы не так!

Эта версия была на 332 доллара дороже стандартного GTO и отличалась от него более мощным двигателем, широкими шинами, отделкой интерьера, различными наклейками и задним спойлером, который, по утверждению компании, должен был увеличивать прижимную силу.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

«Скамейка» здесь еще была достаточно скромных размеров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Трехсот долларов в комплекте от Pontiac выглядели приблизительно так:

В начале Judge был доступен только в красном цвете Carousel Red, который стал своеобразным знаком этой модели. Имея 366 лошадиных сил и способность разгоняться до 100 километров в час за 6,2 секунды, Judge был серьезным аргументом в любой уличной драке.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Любой GTO – это V8. И очень, очень быстро

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Интерьер GTO второй генерации был сдержанным, но вполне элегантным

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Интерьер GTO второй генерации был сдержанным, но вполне элегантным

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Еще одна любопытная «фишка» – тахометр, установленный прямо на капоте в поле зрения водителя

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Еще одной интересной особенностью был тахометр, размещенный непосредственно на капоте в поле зрения водителя.

Тем не менее, именно этот GTO уступил по продажам как Chevrolet Chevelle SS396, так и Plymouth Road Runner. Несмотря на то, что в течение модельного года 1969 было продано 72 тысячи автомобилей, из которых почти семь тысяч были моделью Judge.

В 1970 году над колесными арками появились характерные выступы, а передняя часть снова получила четыре открытые фары и выступающую вперед решетку. Это решение не понравилось всем поклонникам модели, но внешний вид оставался столь же брутальным.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Под капотом появился двигатель объемом 7,4 литра — стоит отметить, что это стало вершиной моторизации модели GTO по объему. Кроме того, у автомобиля появилась система регулируемого выхлопа VOE — с помощью рычага, управляемого вакуумным приводом, можно было изменить противодавление выхлопных газов, что значительно увеличивало звук, издаваемый двигателем. Эта опция просуществовала всего несколько месяцев — с ноября 1969 по январь 1970 года, после чего руководство GM приказало прекратить использование VOE.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

После семидесятого спойлер начал напоминать книжную полку

А ведь у GTO того времени была еще одна интересная система динамического наддува Ram Air, позволявшая нагнетать больше воздуха во впуск по мере увеличения скорости.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

«Уши» вокруг воздушного фильтра – признаки той самой Ram Air

К сожалению, в 1971 году корпоративное распоряжение GM требовало перехода на неэтилированный бензин, что привело к общему снижению степени сжатия и исчезновению двигателей Ram Air в 1971 году. Мощность упала до 300 лошадиных сил по стандарту SAE, но GTO всё еще мог разогнаться до 100 км/ч за чуть более шести секунд. В феврале того же года Pontiac объявил, что заказы на GTO Judge больше не будут приниматься, а итоговые продажи оказались горькими: всего было продано всего 10 000 автомобилей этой модели.

А в 1972 году модель вновь была урезана до простого пакета опций за 354 доллара. Мощность упала до 250 лошадиных сил, а продажи упали еще на 45%, достигнув катастрофического отметки в 5000 единиц. Фактически, это означало лишь одно: GTO медленно, но верно умирал.

И, возможно, лучше было бы, если бы он ушел, но в 1973 году появилось третье поколение в новом корпусе, которое было практически не принято современниками. Более того, сомнительный внешний вид сочетался с двигателем мощностью 230 лошадиных сил. А в конце года наступил знаменитый энергетический кризис, окончательно подорвавший интерес потребителей к этой категории автомобилей, которые были не только очень быстрыми, но и невероятно потребляли топливо.  

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

GTO, ты ли это? А худшее было еще впереди…

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

GTO, ты ли это? А худшее было еще впереди…

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

GTO, ты ли это? А худшее было еще впереди…

Абрревиатуру продолжало «колотить»: всего через год, чтобы избежать внутренней конкуренции с моделью Grand Am, Pontiac переносит пакет GTO 1974 года на компактный Pontiac Ventura, который имел общий кузов с Chevrolet Nova.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Мы воздержимся от комментариев о его внешности и пропорциях по сравнению с «Судьей», отметив лишь, что за 461 доллар в комплектации с другими решетками и эмблемами GTO покупатель получал 5,7-литровый двигатель V8 с мощностью вплоть до 200 лошадиных сил. Это позволяло автомобилю разгоняться до сотни за «впечатляющие» 9,5 секунды — вечность по сравнению с теми пятью секундами, которые занимал первый GTO. Джерри Хизли из журнала High Performance Pontiac в специальном выпуске GTO за август 1983 года описал этот автомобиль как «шутку над компактной Ventura, только более уродливую и глупую».

Реализовано семь тысяч машин — это не плохо. Но и не хорошо, так как нефтяное эмбарго и ужесточение требований к выбросам положило крест не только на GTO, но и на всем множестве «мускулов».

И, возможно, лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас, потому что в последние годы некогда быстрый и брутальный GTO стал прямо скажем, дряхлеть — сначала внутри, а затем и снаружи.

Но это еще не конец истории: на Детройтском автосалоне 1999 года миру был представлен концепт-кар GTO с классической формой «бутылки из-под кока-колы», решеткой радиатора и «ковшом-заборником» на капоте. В нем было множество элементов, восхваляющих все поколения Pontiac GTO и… никакого последующего выпуска в виде серийного автомобиля.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Точнее, почти никакого: в 2004 году Pontiac GTO был представлен на рынке США, являясь при этим фактически австралийским Holden Monaro. Может быть, Бобу Лутцу было виднее, и Holden Commodore SS мог быть отличным «донором тела» для Pontiac GTO, но этот австралийский автомобиль собирался для рынка США в городе Элизабет, Южная Австралия. То есть, он был импортным и не американским не только «по духу», но и по месту рождения. И тот же 5,7-литровый двигатель LS1 V8 ситуацию не спасал. Это был отличный Holden, но ни разу не Pontiac. И ни капли ни GTO.

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

На самом деле, эту модель было бы лучше «похоронить» еще до нефтяного кризиса, сохраняя ее навсегда во внешнем облике второго поколения, которое было идеальным во всех отношениях, включая внешность.

 

Просто добавь мотор: как Pontiac GTO открыл эру маслкаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»